Я очень люблю диванные подушки. Самые разные: шитые, вязаные, круглые, квадратные, причудливых форм и расцветок. Мне кажется, что диванная подушка – это великолепное поле для творческих экспериментов. Здесь практически нет запретов и ограничений. Подушка очень редко должна быть строго определённого размера, практически все промахи и неудачи можно задекорировать, что-то придумать. Получится ещё интереснее!
Я расскажу, как у меня родилась подушка «Яблоки», чтобы вы смогли связать свою – единственную и неповторимую – подушку в технике объёмного вязания.
Внимание! Эта публикация в первую очередь предназначена для мастериц, которые довольно свободно ощущают себя в вязании и не боятся выходить в самостоятельное плаванье. Здесь не будет точного описания работы, рассчитанного до каждой петли (столбика).
Это, скорее, руководство к действию: очень сложно повторить именно такую подушку. Да и стоит ли? Воспользуйтесь моими советами и создайте свою красоту!
Мастер-класс «Объёмное вязание: подушка “Яблоки”»
Материалы:
1. Пряжа нужного цвета. Желательно, чтобы нить не распадалась на отдельные волокна, иначе и вязать будет сложнее, и все огрехи будут заметны. А вот брать шерсть, акрил, смесовую пряжу или что-то другое – исключительно ваш выбор.
Толщина пряжи зависит в первую очередь от номера крючка, которым вы будете вязать. Можно поэкспериментировать и с пряжей, и крючками разных номеров. Чтобы избежать сюрпризов в процессе вязки, свяжите несколько образцов.
Учтите: чем толще будет выбранная пряжа, тем плотнее и жёстче будет полотно. И наоборот: чем тоньше пряжа, тем ажурнее будет казаться подушка.
Можно использовать на разных участках подушки разную по толщине и фактуре пряжу. Но расхождение по толщине не должно быть очень большим, в противном случае рисунок на подушке «поедет», он будет то выпячиваться, то морщинить, выглядеть это будет некрасиво.
Очень пушистую пряжу с длинным ворсом (например, мохер) использовать не рекомендуется. Вы просто спрячете за ворсом всю красоту объёмного вязания.
2. Я использовала крючок №2,5. Вы можете взять любой другой номер крючка и подобрать к нему соответствующую пряжу.
Этапы работы:
1. Размеры подушки
Решите для себя, подушку какого размера вы хотите в итоге получить (в сантиметрах).
Важный момент! Филейную сетку вяжите МЕНЬШЕГО размера (примерно на 5 — 10%), чем задуманная подушка. Когда вы будете по филейной сетке вязать столбики с накидом (само объёмное вязание), сетка начнёт растягиваться, раздаваться во все стороны. В каком объёме произойдёт это увеличение, определить точно невозможно – всё зависит от толщины используемой пряжи.
2. Филейная сетка
Вяжем цепочку воздушных петель нужной длины (с учётом пункта №1). И далее по схеме.
Для филейной сетки хорошо подходит пряжа серого цвета. Это нейтральный фон, который потом не будет «конфликтовать» с пряжей любого цвета.
3. Делаем рисунок
Это можно сделать от руки на обычном листе в клеточку (при необходимости склеить несколько листов). Можно нарисовать на компьютере. Я использовала программу Exсel.
В любом случае: вертикальные и горизонтальные линии = филейная сетка. Соответственно, 1 клетка = 1 квадратик (смотри фото выше).
Сразу отмечу, какую ошибку я совершила: оставила справа и слева поля разной величины (справа 1 свободная клеточка, слева 3 клетки). В итоге мне пришлось довязывать слева зелёные листочки, чтобы картинка не заваливалась вправо.
Если талант художника в вас спит крепким сном, не мучайтесь – возьмите за образец схему какой-нибудь простой вышивки крестиком. 1 крестик = 1 квадратик у нас.
4. Объёмное вязание
Принцип объёмного вязания прост: по филейной сетке вяжутся столбики с накидом. 1 участок сетки (1 сторона квадратика) = 4 столбика с накидом. Если рисунок (узор) геометрический, повторяющийся, то столбики вяжутся в определённой последовательности. Например, так: смотри схему ниже. Таким образом либо заполняется всё пространство, либо в соответствии с рисунком оставляются просветы (то есть по каким-то линиям столбики не провязывают).
На самом деле, последовательность провязывания столбиков с накидом может быть разная. Особенно если у вас не повторяющийся узор-раппорт, а какой-то несимметричный предмет (например, яблоко).
Обычно между собой вертикальные стенки из столбиков с накидом не соединяются. Во всяком случае, мне такой вариант не встречался. И я решила поэкспериментировать. И внести свой вклад в копилку секретов вязания. 🙂
5. Последовательность работы (объёмное вязание)
Столбики я вязала без строгой последовательности. Главное, чтобы были заполнены все линии. Это очень забавно: вязание напоминало какую-то детскую головоломку, где нужно пройти из пункта А в пункт Б и при этом обвести все линии.
Моё нововведение: я соединяла между собой вертикальные стенки из столбиков с накидом. В каждом углу. Повторюсь: возможно, так делали и до меня, но я не видела такого варианта. Если кто-то видел, присылайте фотографии в комментариях, будет интересно посмотреть!
Делала я так:
Вязать я начала с середины жёлтого яблока, высчитав по рисунку-схеме, в каком квадратике мне нужно начинать и в какую сторону двигаться. То, как я вязала, с очень большой натяжкой можно назвать «по кругу».
Для удобства я закрашивала на рисунке-схеме квадратики, которые уже были заполнены столбиками.
Почему на фотографии столько «хвостов» от пряжи? Потому что всё-таки иногда я заходила в тупик (вязать дальше было некуда). В большинстве случаев это происходило из-за моей невнимательности и лености. В таком случае я закрепляла и отрезала нить, оставляя большой хвост. Рядом закрепляла новую нить, провязывала 4 петли подъёма (воздушные петли), соединяла эту цепочку воздушных петель с соседней стенкой, далее провязывала 3 столбика с накидом – и далее по схеме.
Внимание! В процессе вязки я поняла, что вовсе не обязательно строго придерживаться рисунка. Я же сама его нарисовала, я могу и изменить!
Поэтому не удивляйтесь, что итоговые вязаные яблоки отличаются от первоначально нарисованных. Творчество!
На этом этапе (казалось бы, заключительном) я поняла, что нужно добавить слева зелёный листик.
После небольших размышлений я решила не оставлять серый фон «голым», то есть без объёмного вязания. Взяла серую пряжу (немного светлее по тону, чем фоновая) и заполнила всё оставшееся пространство. Да, это заняло какое-то время! 🙂
На мой взгляд, так лучше. И теперь полотно легло ровно, нигде ничего не тянет. Но само полотно в итоге увеличилось в размерах.
Все «хвосты» я спрятала крючком вдоль линий с изнаночной стороны. По правилам надо «хвосты» оставлять длинные, а потом каждый «хвост» заправлять в иголку и протягивать нить вдоль линий. Но это так долго… Я делаю всё это крючком. Получается аккуратно.
Я решила сделать оксфордскую наволочку – с широкой плоской каймой по периметру изделия.
Кайма связана столбиками без накида. В каждой угловой точке сделаны прибавки (3 столбика без накида в одну петлю предыдущего ряда). Две стороны каймы связаны серой пряжей, две стороны оранжевой и красной пряжей.
Следующий этап: я сшила наволочку-основу из плотной ткани зеленовато-серого цвета. Подушка неяркая, цвет глуховатый, с вязаной частью гармонирует.
Внимание! Нужно тщательно выбрать цвет фоновой наволочки-основы, так как сквозь дырочки филейной сетки всё видно! Если вы возьмёте яркую ткань (да ещё с рисунком), фон может отвлекать от вывязанной картинки или даже полностью «забивать» её.
Наполнила наволочку-основу синтепоном. Пришила кнопки. И – последний шаг – пришила к наволочке-основе вязаную часть. Не за кайму! Кайма осталась свободной.
Объёмное вязание при всей своей массивности, толщине всё равно дырчатое, можно сказать, ажурное. Получается очень интересный эффект: и тёплая вещь, основательная такая, солидная, и в то же время нежная, кружевная. Объёмное вязание в моём варианте напоминает соты. К сожалению, фотография не передаёт во всей полноте этот эффект. В жизни такую подушку сразу хочется прижать к себе, потискать! 🙂
Авторская работа Елены Чепиковой