Удивительные фигуры – коряги из корней и ветвей дерева. Чудо совместного творчества природы и человека.
Handmade дословно переводится как «сделанное вручную». И чаще всего мы изначально считаем, что сделать что-то руками может только человек. Он художник, мастер, творец. Но согласитесь: истинный творец – это природа. Наверняка каждый из нас не раз восхищался красотой кленового листа, совершенством узора на крыле бабочки, гармонией оттенков закатного неба. Природа способна создать удивительные по красоте объекты, и задача человека – увидеть, восхититься и сохранить всё это для следующих поколений. Часто вмешательство человека только разрушает природную гармонию. Скульптуры из коряг – счастливое исключение, когда природа и человек могут выступать сотворцами.
Работы, представленные здесь, я помню с детства. Мой папа – Александр Макарович Чепиков – вырос в деревне, поэтому лес, деревья для него всегда были чем-то родным, близким. Техникум, потом лесотехническая академия в Ленинграде — выбор образования был закономерен. Я уверена: когда человек занимается любимым делом, дело всегда отвечает ему взаимностью. По распределению папа попал в Калининградскую область, где просто нельзя остаться равнодушным к природе, настолько она уникальна. Балтийское море, дюны, сосны, изогнутые от ветра – всё это из любого может сделать художника!
Например, на территории национального парка «Куршская коса» есть удивительное место – Танцующий лес. Деревья здесь причудливо скручены, разветвлены, некоторые стволы буквально свиты в кольцо. Учёные не могут дать однозначного объяснения этому природному явлению. Интересно, что ещё у древних пруссов было поверье: закрученные в кольца деревья являются вратами в мир духов. Многие считали, что прошедшие через эти врата могут избавиться от болезней, а в некоторых случаях способны даже обрести сверхъестественные силы. Существовала и такая легенда: если пробраться через изгиб такой сосны против течения времени (то есть с запада на восток), то прибавишь себе год жизни.
Я помню, как в далёкие семидесятые я, ещё дошкольница, ходила с родителями на прогулки в лес. И мне показывали какие-то корни, интересные ветки, рассказывали о разных породах деревьев. Это было похоже на сказку! Маленькую лесную речку мы переименовали в Лимпопо, несколько вывороченных с корнем деревьев казались мне логовом Бабы-Яги. И обыкновенный, в общем-то, лес представлялся удивительно красивым и загадочным.
Отец приносил из леса интересно изогнутые корни, сухие ветки (живые деревья, конечно, он никогда не трогал). Дома всё это ещё какое-то время проветривалось на балконе, зачищалось от коры. А потом начиналось творчество. Каждая коряжка рассматривалась со всех сторон, вертелась так и эдак. И постепенно рождался образ будущей скульптуры. Иногда природа была настолько точна, что ничего дополнительно и делать-то было не надо. А иногда были необходимы небольшие штрихи – коса для девушки-русалки, рожки для улитки или глаза и жало для змеи.
Готовая работа покрывается морилкой, а потом бесцветным лаком.
Материалы: деревянные коряги, изогнутые ветки, корни деревьев.
Дополнительные материалы: клей, проволока, морилка для дерева, бесцветный лак для дерева.
Размеры: произвольные.
Представленные работы – только малая часть обширной коллекции, бережно сохраняющейся отцом в течение многих лет.
Работа Александра Макаровича Чепикова.