Стринг арт (String Art) – это оригинальная техника создания объёмных изображений с помощью нитей, натянутых на гвозди. В переводе с английского string – «верёвка, струна». Сама идея создания подобных картин не нова, упоминания о «нитяных» изображениях относятся ещё к XVII веку. Дизайнеры XX века переосмыслили накопленный опыт, и вниманию публики предложили великолепные образцы прикладного искусства.
Техника стринг арт привлекает своей демократичностью: создать свой шедевр может самый далёкий от творчества человек. Минимум затрат, простота выполнения, свобода творчества, отсутствие возрастных и иных ограничений – вот плюсы «верёвочного искусства». Вместе с тем, техника эта требует терпения, внимательности, даже сосредоточенности. Этап работы с гвоздями сопровождается небольшим шумом, к этому нужно быть готовым. Конечно, следует предельно осторожно обращаться с молотком, чтобы не получить травму.
Если стринг арт увлечёт вас, уровень сложности работ будет возрастать. Вы научитесь создавать яркие, интересные работы, отличающиеся оригинальностью, дышащие натуральным деревом. Готовые изделия – это не только повод для эстетического наслаждения. Удобные и красивые ключницы, держатели для бижутерии и украшений, «крючки» для собачьих поводков – всё это можно сделать в интересной и доступной технике стринг арт.
Мастер-класс «Панно в технике стринг арт»
Уровень: для начинающих.
Внимание! Все представленные в мастер-классе фотографии сделаны в процессе реального урока. Участники занятия впервые пробовали работать в технике стринг-арт. Продолжительность мастер-класса составила 2 часа.
Материалы и инструменты:
- доска произвольной формы (толщина не менее 1,5 см);
- гвозди со шляпкой (длина около 2 см);
- нитки (катушечные, хлопковые типа «Ирис» – разного цвета);
- молоток;
- простой карандаш;
- круглогубцы или плоскогубцы;
- ножницы.
Ход работы:
Первый этап: гвозди
1. На доске нарисовать простым карандашом задуманный силуэт (сердце, лист, пёрышко и т.д.). Можно воспользоваться готовым шаблоном, распечатанным на бумаге. Шаблон кладётся на основу, гвозди вбиваются прямо в шаблон, после бумага легко удаляется.
Доску можно затонировать в требуемый цвет, покрасить, покрыть лаком. В этом случае следует дождаться полного высыхания.
Рисунок, нанесённый простым карандашом.
Внимание! Доска-основа должна быть предварительно обработана наждачной бумагой во избежание заноз.
2. Вбивать гвоздики по намеченным линиям на расстоянии около 1 см друг от друга. Желательно, чтобы шляпки вбитых гвоздей находились на одном уровне, от этого зависит внешний вид готовой картины. Кроме того, натягивать нить на гвозди разной высоты неудобно.
Если в рисунке много изгибов, расстояние между гвоздиками может быть меньше. По прямым линиям расстояние между гвоздиками можно увеличить.
Совет: начинать забивать гвоздики легче от центра композиции, продвигаясь к краям доски.
Криво вбитому гвоздю легко вернуть вертикальное положение с помощью круглогубцев или плоскогубцев.
Итоговый силуэт может быть как простым, так и достаточно затейливым.
Второй этап: нитки
3. Если используются тонкие катушечные нитки, их собирают по 4 нити. Цвет ниток можно комбинировать, составляя нужный оттенок.
Совет: удобно складывать используемые в данный момент катушки в банку или коробку с высокими стенками. Так катушки не будут рассыпаться, а нити – запутываться.
4. Закрепить нить, обмотав её вокруг шляпки гвоздика и завязав узелок. Оставить «хвостик» около 10 см.
Если рисунок сложный, многоцветный, следует заранее продумать, откуда начинать плести узор и в какой последовательности это делать. Удобно начинать от центра.
5. Плести узор, протягивая нить от гвоздика к гвоздику и создавая «паутинку». Рисунок узора может быть как хаотичный, так и симметричный. Всё зависит от образа, который предполагается создать.
Нить следует периодически (не каждый раз) обматывать вокруг шляпки гвоздя, чтобы сохранить натяжение.
6. Когда элемент закончен, нитку следует привести к началу плетения (там должен остаться «хвостик»). Соединить конец нити с «хвостиком» и завязать двойным узлом. Закреплённые концы отрезать, оставив около 5 см. Эти кончики легко спрятать под рисунок. Если отрезанные кончики слишком малы, их можно аккуратно закрепить капелькой прозрачного клея.
7. Взять нитку другого цвета, аналогично закрепить и начать следующий элемент. Если предполагаются «прожилки» у листа или подобные элементы, то прокладывать их нужно после основного (фонового) цвета, сверху. Иначе нитки основного тона закроют «прожилки», их просто не будет видно. Это учитывается и при многоцветном рисунке, когда один цвет не должен перекрывать другой.
8. Контур рисунка формируется постепенно, на завершающем этапе можно дополнительно «пройтись» по контуру, чтобы рисунок выглядел законченным.
Иногда контур не нужен. Например, если нужно показать пушистое пёрышко или взлохмаченного кота.
9. На завершающем этапе работы следует спрятать все выступающие кончики, проверить непрерывность контура (если эта непрерывность задумывалась). Панно в технике стринг арт готово.
10. Можно вбить гвоздики на боковых сторонах панно (сверху) и привязать крепкую нитку в тон, чтобы панно можно было повесить на стену.
Если внизу панно набить гвоздики, то получится оригинальная ключница или держатель для бижутерии.
Как приятно держать вещь, сделанную своими руками!
Творческих удач!